varjag_2007 (varjag_2007) wrote in history_foto,
varjag_2007
varjag_2007
history_foto

Categories:

"Беломоро-Балтийский канал имени Сталина". Под редакцией Горького

Есть книга, которая ныне стала библиографической редкостью. Книга эта называется "Беломоро-Балтийский канал имени Сталина. История строительства" под редакцией Горького, Авербаха и Фирина, изданная в 1934 году. А ее авторами были три с лишним десятка советских писателей. Среди них такие, как Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Алексей Толстой, Вера Инбер и многие другие.

Строительство Беломоро-Балтийского канала имени Сталина. Канал протяженностью 227 километров соединил Белое море с Онежским озером. История строительства Беломорканала хорошо известна. Первое упоминание об этом проекте встречается в речи Молотова (председателя СНК СССР с 1930 г.) 8 марта 1931 г. Перечисляя те строительные проекты, где использовался труд заключенных, он, в частности, сказал: «Особое значение имеет развертывающееся теперь в Карелии строительство Беломоро-Балтийского канала». Фактическое начало работ приходится на ноябрь 1931 года. 20 июня 1933 г. — всего 20 месяцев спустя — канал принимается в эксплуатацию.

Это первая стройка, на которой использовался труд исключительно заключенных. При этом особое значение имели причины не только внутриполитического, но и экономического характера. Мировой экономический кризис не оставил в стороне и Советский Союз. Ухудшился торговый баланс, большие сложности возникли с оплатой импортных товаров, необходимых для индустриализации. Ситуация еще более ухудшилась к концу 1932 года, когда подошел срок выплаты ряда краткосрочных иностранных кредитов. Поэтому с целью экономии валютных средств, необходимых для индустриализации и обороны, на Беломорканале применялся исключительно ручной труд. Требовалось показать миру, что Советский Союз может собственными силами осуществить индустриализацию, не прибегая к импорту с Запада.

Экономили не только на строительных материалах и технике, но и на аппарате охраны. С гордостью отмечалось, что в Белбалтлаге введена система самонадзора: так в огромном лагере число работников ОГПУ было ограничено до 37 человек на 100 тысяч заключенных (Беломорканал. — М., 1934, с. 182). Основным средством воздействия на заключенных была так называемая «котловка» — неравное питание.

Строительство канала широко освещала советская печать. Газеты писали, что там происходит «перековка» людей: преступники становятся честными людьми. Строителей даже называли с оттенком уважения заключенными каналоармейцами. Сокращение «з/к» или «зэк» позднее стали применять в документах к любым заключенным, а сегодня оно перешло даже в современный украинский политический словарь.

5 августа 1933 г. «Правда» торжественно сообщает об открытии канала. На первой странице указывалось, что по этому поводу 500 заключенных освобождены и восстановлены в гражданских правах, некоторые награждены государственными наградами. Еще раньше были досрочно выпущены 12484 заключенных. 59516 заключенным сокращены сроки заключения. (Одним из досрочно освобожденных был академик Дмитрий Лихачев, известный исследователь Древней Руси.). Канал сдали в срок, к 1маю 1933г. В конце июня по нему торжественно прошло первое судно «Чекист».

М.Горький так писал о беломорских заключенных: «Там было порядочное количество деревенских кулаков. Это были наиболее «трудновоспитуемые» люди. В сопротивление законным требованиям государства они доходили до мрачной жестокости. Один из них, спрятав 450 пудов зерна, допустил умереть от голода двух детей своих и жену и сам отощал до полусмерти. Но и в этих полулюдях, идолопоклонниках частной собственности, правда коллективного труда пошатнула Зоологическое индивидуальное».

Работа их переучит
«Работа их переучит»


С.Киров
«С.Киров»

Взрывали не только скалу, взрывали свой старый мир
«Взрывали не только скалу, взрывали свой старый мир»

Природу научим, свободу получим
«Природу научим, свободу получим»

Здесь прошел канал - создана новая природа
«Здесь прошел канал - создана новая природа»

На крестах старой Карелии провода, как знамя социалистического наступления
«На крестах старой Карелии провода, как знамя социалистического наступления»

Настоящее будущее Карельской АССР
«Настоящее будущее Карельской АССР» на Яндекс.Фотках

Изменяя природу, человек изменяет самого себя
«Изменяя природу, человек изменяет самого себя»

Знамя штаба соревнования завоевала женская бригада
«Знамя штаба соревнования завоевала женская бригада»

Идет ледоход - скорее заставить воду идти по нашему руслу сколько и когда нам надо!
«Идет ледоход - скорее заставить воду идти по нашему руслу сколько и когда нам надо!»

Вырубка грунта под основание Шаваньской плотины
«Вырубка грунта под основание Шаваньской плотины»

В скалу углубляется котлован шлюза
«В скалу углубляется котлован шлюза»

Окончены бетонные работы
«Окончены бетонные работы»

Краснознаменная Шавань окончила плотину
«Краснознаменная Шавань окончила плотину»

Строят шлюз
«Строят шлюз»

Шлюз готов
«Шлюз готов»

Первый пароход
«Первый пароход»


Tags: 1930-е, СССР, архитектура и строительство, индустриализация, пропаганда
Subscribe

  • В воскресный день

    Красное знамя : орган Томского обкома и горкома ВКП(б), областного и городского Совета депутатов трудящихся. - 1950. - № 181 (8488) (12 сентября)

  • Патруль

    Патруль революционных солдат на набережной Мойки. 1917 год.

  • Для праздничного салата

    Из фондов библиотеки им Некрасова.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments