Midway chronic's notes (midnike) wrote in history_foto,
Midway chronic's notes
midnike
history_foto

Categories:

Последний бой "Йорктауна". Часть I.


1) 27 мая 1942 года авианосец "Йорктаун" оставляя за собой след мазута из повреждённых танков входил в
Пёрл-Харбор. Позади был бой в Коралловом море и выстроившаяся на полётной палубе команда обоснованно
рассчитывала на отдых, как минимум, на время ремонта корабля, получившего одно прямое и два близких
попадания в недавнем сражении.

На снимке: USS "Yorktown" (CV-5) на траверзе острова Форд, Пёрл-Харбор. На заднем плане, прямо перед
форштевнем корабля видна торчащая из воды мачта линкора "Аризона", потопленного японской авиацией
во время рейда 7 декабря 1941 (этот корабль находится там и по сей день в качестве подводного мемориала).




2) Не останавливаясь у причальной стенки, "Йорктаун" проследовал сразу в сухой док. Комиссия, обследовавшая
повреждения, пришла к выводу что на ремонт потребуется не менее трёх недель. Главнокомандующий Тихоокеанским
флотом США адмирал Честер У. Нимиц выслушал специалистов, после чего скучным голосом сообщил, что корабль
должен выйти в море не поздней, чем через три дня. Отвечающие за судоремонт офицеры с трудом выговорили
уставное "Есть, сэр!" Через несколько часов все имеющиеся силы -- более полутора тысяч ремонтников, плюс экипаж
авианосца -- приступили к ремонту корабля, параллельно загружая его всем необходимым для предстоящего похода.

На снимке: "Йорктаун" в сухом доке Пёрл-Харбора, утро 29 мая 1942. Уже через пару часов корабль выйдет из дока,
но ремонтные работы на борту будут продолжаться вплоть до его выхода в море утром следующего дня.




3) 30 мая 1942 наскоро залатанный "Йорктаун" с эскортом из двух тяжёлых крейсеров и пяти эсминцев (17-е Оперативное
соединение) вышел из Пёрл-Харбора. 2 июня 1942 в назначенной точке (оптимистично названной Точка "Удача")
состоялось рандеву с 16-м Оперативным соединением (авианосцы "Энтерпрайз" и "Хорнет", пять тяжёлых крейсеров,
один лёгкий, девять эсминцев). Ещё через день оба соединения вышли на позицию в 200 милях севернее крохотного
атолла Мидуэй, который по данным разведки должен был стать целью японского нападения. Теперь оставалось лишь
ждать и надеяться, что радиоразведка и командование не ошиблась с определением японских планов.

На снимке: около 07.00 4 июня 1942. 10 бомбардировщиков из утреннего разведывательного вылета уже вернулись
на "Йорктаун" (самолёты в районе надстройки), ударная группа из 12 торпедоносцев TBD-1 "Девастейтор" и 17
пикирующих бомбардировщиков SBD-3 "Донтлес" готовится к вылету в кормовой части полётной палубы.




4) Целью американских пилотов было 1-е Мобильное соединение японского Объединённого флота (4 авианосца с
эскортом из 2 быстроходных линкоров, 2 тяжёлых и 1 лёгкого крейсеров, 11 эсминцев), палубная авиация которого утром
4 июня нанесла удар по американской авиабазе флота на островах атолла Мидуэй. Около 10.25 торпедоносцы с
"Йорктауна" с большими потерями безуспешно атаковали японский авианосец "Хирю", пикировщикам повезло больше,
как минимум 3-мя попаданиями 1000-фт (454-кг) бомб они вывели из строя авианосец "Сорю". Одновременно с ними две
эскадрильи пикировщиков с авианосца "Энтерпрайз" вывели из строя авианосцы "Акаги" и "Кага". Все три авианосца
были поздней добиты торпедами японских эсминцев.

На снимке: Авианосец "Сорю" незадолго до атаки пикировщиков с "Йорктауна" на скорости 30 узлов без труда
уклоняется от бомб тяжёлых бомбардировщиков B-17E "Флайинг Фортресс".




5) Эта атака дорого обошлась авиагруппе "Йорктауна", однако их потери были самыми низкими из трёх авиагрупп. Из 12
торпедоносцев 10 было сбито над целью, обе оставшиеся повреждённые машины не смогли дотянуть до авианосцев и
совершили вынужденную посадку на воду. Потери лётного состава: 21 из 24 человек. Все 17 пикировщиков дотянули до
своих, но сесть на "Энтерпрайз" (сам "Йорктаун"был в тот момент под атакой) смогли 15 машин. Из 6 истребителей
эскорта уцелело 4 самолёта (один сбит в бою, один повреждён и разбился при посадке на "Хорнет").

На снимке: SBD-3 "Донтлес" из авиагруппы "Энтерпрайза", севший на первый подвернувшийся авианосец, "Йорктаун".
Хорошо видны "гостинцы", полученные им от японских "Зеро". Как ни странно, но несмотря на попадания в кокпит
бомбардировщика в нескольких сантиметров от него, стрелка-радиста 3-го класса Паттерсона не зацепило даже
рикошетами от бронеспинки пилота. Как правило, место стрелка-радиста было убойным не только на Ил-2, но и на
любом одномоторном бомбардировщике Второй Мировой.




6) Одним из тех пилотов "Йорктауна", кому не удалось дотянуть хоть до какого-нибудь авианосца, был и командир 3-й
бомбардировочной эскадрильи капитан 3-го ранга Максуэлл Лесли.

На снимке: SBD-3 "Донтлес" лютёнент коммандера Лесли совершает вынужденную посадку на воду у борта
тяжёлого крейсера "Астория". Как гласит легенда, после посадки Лесли оставался в кокпите. Его стрелок-радист
решил, что командир вырубился при посадке, но когда он, выбравшись на крыло, попытался оказать ему помощь,
то обнаружил, что офицер пунктуально выполняет послеполётную процедуру -- переводит все положенные
тумблеры в посадочное положение. Через несколько минут экипаж самолёта поднимут на борт крейсера.




7) Кому-то везло меньше. Герой сражения над японскими авианосцами старшина Том Чик с "Йорктауна" (3 сбитых в том
бою "Зеро") из-за ранения и повреждённого самолёта не смог нормально приземлиться на палубу авианосца  "Хорнет".

На снимке: У F4F-4 "Уайлдкэт" старшины Чика от удара при посадке не только подламывается стойка шасси, но и
замыкается цепь спуска вооружения. В результате в течении 2-х секунд его истребитель выпускает остатки
боекомплекта в сторону надстройки "Хорнета"
(дымки у передней кромки плоскостей самолёта). 5 убитых, 20
раненых. Шесть 12,7-мм пулемётов "Браунинг" -- это не шуточки...




Три из четырёх японских авианосцев выведены из строя, но остался четвёртый. И пусть его авиагруппа сильно
прорежена истребителями и зенитками авиабазы флота США на Мидуэе, но на борту "Хирю" всё ещё имеются 10
боеспособных торпедоносцев Накадзима B5N2 "Кэйт" и 18 пикирующих бомбардировщиков Аити D3A1 "Вэл", плюс
десятки лучших палубных истребителей этого периода войны, знаменитых Мицубиси A6M2 "Зеро", как собственных,
так и "осиротевших". И что ещё важней -- за ручки управления этих самолётов сядут лучшие в мире пилоты палубной
авиации... Их ответный удар целиком достанется "Йорктауну".

Продолжение следует. Смотрите следующую серию под названием "Империя наносит ответный удар" :)

Tags: 1940-е, Вторая мировая, США, Япония, авиация, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments