Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote in history_foto,
Владимир Нагирняк
olt_z_s
history_foto

Category:

Очень много динамита..

Оригинал взят у olt_z_s в Очень много динамита..

Вспоминается анекдот про Пяточка и Вини Пуха, которые ружье охотничье нашли..подумали, что это духовой инструмент. Вини предложил свину дуть в ствол, а сам решил на клавиши (сиречь курки) нажимать. Начали, раздался выстрел ..медведя оглушило, он пришел в себя и видит корчащегося в предсмертных муках Пяточка. Далее Вини произносит сакраментальную фразу.."У свинья, смешно ему, а мне знаешь как уши заложило!!"  Смешно, хотя и грустно.  К чему этот анекдот? Ответ ниже.

В целом профессия подводника в Северной Атлантике была делом опасным. Лодка могла не вернуться на базу и причин было тому много - глуб. бомбы,  артогонь и тараны кораблей, неисправные, циркулирующие торпеды, неисправность техники и тому подобное. Но бывали и необычные случаи. Вспоминается рассказ Мертена из книги сказочника Ганса-Христиана Андерсона Йоханна Бреннеке про "Историю с динамитом".  Наиболее вероятным судном в данном случае могло быть брит. судно "Surrey", которое было повреждено торпедой Мертена и было добито им чуть позже. Спустя 20 минут после ухода судна под воду, раздался мощный подводный взрыв, который вывел из строя рули, батареи, перископ и торпедные аппараты.Ме было загружено боеприпасами, танками и амуницией, и детонация первых и вызвало такой взрыв. Полагаю, что 5000 т. динамита это литературное приукрашивание,  так как если бы бабахнуло такое количество взрывчатки от лодки и шлюпок на поверхности не осталось бы ничего, а на Панаму бы пошло Огромное цунами.
surreymerten
Командир 68-й Мертен и его жертва "Surrey"  (с "5000 динамита" на борту)

Перевозка боеприпасов на транспортах в то время делом была обычным и достаточно часто торпедирование таких судов наносило урон не только конвою, но и самим атакующим его лодкам. Так после торпедирования такого судна от осколков разлетевшихся в разные стороны получила ранения вся верхняя вахта U-615, включая и командира Ральфа Капицки, который находился на мостике.  А с разорванного в клочья транспорта после попадания торпеды с U-73, на лодку в числе обломков упал топор, что в последствии привело к появлению новой эмблемы на рубке этой субмарины.

71 год назад ровно в это время канадская эскортная группа С-4 сцепилась в смертельной схватке с группой лодок "Veilchen", защищая 42 судна конвоя SC-107. Немцы выбрали удачный момент для атаки, когда конвой находился в зоне "черной дыры", где авиация ПЛо не действовала из-за недостаточного радиуса. В течение 5 суток немцы атаковали конвой. Любопытно, что в группу входили бывшие арктические лодки, действовавшие ранее против советского судоходства в Арктике - U132, 454 и 571.  Потери конвоя были огромны - он потерял 15 судов (82,817 брт) из указанных 42.  Однако и у немцев не обошлось без потерь, хотя канадцы не могут претендовать на эту победу, так как виной гибели одной из лодок оказался динамит. Да, тот самый, как из рассказа Мертена.

В первые минуты 4 ноября U132 капитан-лейтенанта Эрнста Фогельсанга произвела удачный залп, поразивший три судна - "Hobbema" (5507 брт), "Empire Lynx" (6379 брт) и "Hatimura" (6690 брт).  Первые два торпедированных транспорта затонули, но последний горел и держался на плаву. Экипаж "Hatimura" не думал бороться за судно и на это были причины. Транспорт имел почти 9000 т. груза из которых почти тысяча тонн составляла "адская смесь" из 200 тонн динамита, 250 тонн пороха и 300 штук зажигательных бомб.  Стоит отметить, что "Hatimura" держалось на плаву еще три часа, пока громадный взрыв не разнес его на куски. Сила взрыва была такова, что на остальных судах конвоя командам показалось, что их корабли сами были торпедированы.   Предполагается, что причина взрыва транспорта была не самостоятельная детонация ВВ, а торпеда с U442, которая добила транспорт в 03:22, спустя 3 часа после залпа Фогельсанга.
hatimura
"Hatimura"

Битва за конвой закончилась 5 ноября 1942 года, когда он вошел в радиус действия авиации ПЛО. Торговые моряки с облегчением вздохнули, над их головами пронеслись четырехмоторные машины - "Либерейторы".  Штаб подводных сил подсчитал результаты и остался ими очень доволен - суммировав доклады об успехах, насчитали 23 потопленных судна на 136115 брт, 5 поврежденных судов и признали поврежденными 1 эсминец и корвет. Все лодки вышли из боя целыми за исключением одной. Перестала выходить на связь U132 Фогельсанга.
u132lapallice1942vogelsang_ernst
капитан-лейтенант Эрнст Фогельсанг

После окончания войны, при установлении причин потерь немецких лодок от действий ПЛО союзников была принята версия, что лодка Фогельсанга была потоплена самолетом из брит. 120-й эскадрильи, атаковавшего субмарину на поверхности 5 ноября 1942 года. И лишь спустя 60 лет исторический отдел британского МО совместно с немецким исследователем Акселем Нистле пришел к выводу, что эта атака была произведена против другой лодки - U89, которая также участвовала в атаке злосчастного конвоя.  Так что же случилось с Фогельсангом?  Нистле и его британские коллеги пришли к выводу, что вероятной причиной гибели U132 является тот огромный взрыв транспорта "Hatimura", который был добит U442.  Вероятно лодка Фогельсанга находилась в зоне поражения и погибла. На данный момент других версий гибели этой лодки пока не выдвинуто.
u132kiosqueetemblme
Эмблема U132. Среди немецких подводников не было такой традиции, что бы выбирать в качестве эмблемы лодки свастику. Лишь некоторые лодки несли её на рубке. В частности она была на рубках U181 Люта и U132 Фогельсанга.

Таким образом погибая "Hatimura" сумел отомстить своему обидчику и отплатил за торпеду, выпущенную Фогельсангом.  Изучив детали карьеры Фогельсанга, я пришел к выводу, что у него был шанс получить Рыцарский Крест и пополнить списки асов. Это был агрессивный и смелый командир, который совершил четыре боевых похода, включая и последний роковой для него и никогда не возвращался с "пустыми руками".  Он открыл счет в Арктике торпедировав советские пароход "Аргунь" и рыболовецкий траулер "Сельдь", последующи два похода он действовал у берегов США и Канады, где потопил канонерку (корабль береговой охраны) "Александр Гамильтон" и 4 судна + 1 одно серьезно повредил на 21,350 брт.  К моменту гибели на счету Фогельсанга, с учетом трех судов конвоя SC-107, было 8 потопленных судов и 2 поврежденных свыше 40000 брт.  К счастью, динамит и порох остановили счет командира U132, который мог бы еще натворить бед на атлантических коммуникациях.
u132laprparationdespavi
Экипаж U132 готовится к возвращению во Францию. Подводники заняты созданием вымпелов, которые поднимали на перископе при входе на базу. каждый вымпел означал потопленное судно, а цифры его тоннаж.

В качестве заключения я хотел бы отметить одну деталь. Я уже писал о мужестве, которым обладали команды танкеров возивших нефть и керосин в Атлантике, но нельзя не отметить мужество команд и торговых судов, которые шли в море на транспортах, загруженных боеприпасами и взрывчатыми веществами.  Нервы у этих ребят были крепкими, так как трудно не чувствовать дрожь в коленях, когда знаешь, что у тебя под ногами 1000 тонн взрывчатки и любая торпеда или бомба может разнести тебя вместе с судном на кусочки. Знали, но шли..
ConvoyDuty1944-5

На этом закончу. Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Источники фото:
uboat.net
desausa.org
subsim.com
Tags: 1940-е, Вторая Мировая, Вторая мировая, Германия, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments