wolfschanze (wolfschanze) wrote in history_foto,
wolfschanze
wolfschanze
history_foto

Categories:
  • Mood:

Пограничники-Герои России. Таджикистан. Часть 2.

Тарасов Василий Владимирович


Родился 19 февраля 1964 г. в г. Саратове.

После средней школы Василий в 1981 г. поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1985 г. и начал службу в 23-м отдельном авиационном полку Среднеазиатского пограничного округа.

Василий Тарасов прошел должности от летчика-штурмана вертолета Ми-8 до командира авиационной эскадрильи, которым стал в мае 1995 г.

Тарасов почти четыре года воевал в Афганистане, налетал 2700 часов в простых и сложных метеоусловиях, совершил более 400 боевых вылетов, в том числе и для эвакуации раненых пограничников. Бесстрашный летчик неоднократно оказывался в трудных ситуациях, но каждый раз с честью выходил из них.

С 1990 г. Василий Тарасов служил в Группе пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан. Принимал участие в боевых операциях против бандформирований на таджикско-афганской границе, проявляя мужество, отвагу и высокое профессиональное мастерство. В послужном списке офицера десять плановых операций по предотвращению нарушений границы. Служебно-боевая деятельность офицера отмечена орденами Красной Звезды, Мужества и медалями «За боевые заслуги», Нестерова, «За укрепление боевого содружества», «За отличие в охране государственной границы». Отважный летчик также награжден знаками «За службу в Таджикистане», «За заслуги в пограничной службе». Ему досрочно было присвоено воинское звание подполковник.

В 2001 г. подполковник Тарасов окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина и его перевели в распоряжение Директора ФСБ России.


В минуты отдыха


С сыном

Ставицкий Юрий Иванович


Родился 13 июля 1953 г. в с. Комсомольское Евпаторийского района Крымской области. Детские и юношеские годы у Юрия прошли как у многих его сверстников. Правда, его все больше и больше увлекала авиация. В 1970 г. Юрий окончил среднюю школу и поступил в Саратовское военное авиационное училище летчиков.

В 1974 г. лейтенант Юрий Ставицкий завершил учебу в училище и получил назначение на должность командира вертолета Ми-4 отдельного авиационного полка Тихоокеанского пограничного округа КГБ при Совете Министров СССР. Затем в апреле 1981 г. он стал командиром вертолета Ми-8. Юрий Иванович в короткие сроки освоил управление вертолетом Ми-26 и в октябре 1983 г. был назначен командиром вертолета Ми-26, а затем командиром отряда вертолетов Ми-26 17-го отдельного авиационного полка Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР.

Ю. Ставицкий летал на Памире и в Каракумах командиром экипажа, командиром авиаотряда тяжелых вертолетов Ми-26. Он одним из первых освоил полеты с грузом на внешней подвеске и полеты для эвакуации подбитой техники.

Юрий Ставицкий многократно принимал участие в выполнении специальных заданий в Республике Афганистан, за что награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За отличие в охране государственной границы», знаком «Отличник погранвойск» 1-й степени.

В декабре 1986 г. его назначили штурманом 20-й отдельной авиационной эскадрильи, а в январе 1994 г. — старшим командиром звена вертолетов Ми-8 Северо-Западного пограничного округа. За умелую организацию охраны государственной границы в 1995 г. Юрий Иванович был награжден медалью Нестерова.

В 1995 г. экипаж Ю. Ставицкого направили на стажировку в Душанбинский авиаполк.

Осенью 1996 г. Ставицкого в составе экипажа вертолета эскадрильи Северо-Западного пограничного округа снова направили в служебную командировку в Республику Таджикистан.

В конце сентября экипаж Ю. Ставицкого участвовал в уничтожении батареи противника. Вертолет получил серьезные повреждения, но его удалось довести до аэродрома.

После командировки в Таджикистан Ю. Ставицкий продолжил службу в авиационной эскадрилье Северо-Западного регионального управления ФПС России.

В феврале 1996 г. подполковник Ю. Ставицкий за решительные действия при спасении людей был награжден медалью «За спасение погибавших».

В мае 2000 г. Юрий Иванович завершил свою более чем двадцатипятилетнюю службу в пограничных войсках и был уволен в запас.


Командир Ми-26 майор Ю. Ставицкий (Душане, 1988 год)


Экипаж Ю. Ставицкого перед вылетом на боевое задание.

Липовой Сергей Анатольевич

Родился 15 января 1960 г. в пос. Садаво Багаевского района Ростовской области. Еще в школьные годы Сергея увлекла авиация. Он перечитал немало книг о войне и летчиках. Особенно Сергею нравилась книга «Балтийское небо».

Вся его родословная по мужской линии состояла из военных. Дед, Липовой Сергей Корнилович, дошел до Кенигсберга, командуя бронепоездом. Второй дед, Бобров Михаил Устинович, с октября 1941 г. воевал в партизанской бригаде Константина Заслонова.

В школе Сергей увлекался спортом, особенно любил играть в футбол и волейбол. И, конечно, часто ходил на Дон рыбачить. Увлечение спортом и рыбалкой сохранилось у Сергея Анатольевича до сегодняшних дней. Мечта стать летчиком привела его в Ростовский учебный авиационный центр ДОСААФ, где полтора года учился летать на вертолетах. Одновременно Сергей работал слесарем-сборщиком летательных аппаратов на Ростовском вертолетном производственном объединении. В конце июля 1979 г. Сергей Липовой с отличием окончил учебный авиационный центр и получил направление в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

Курсантские годы пролетели быстро. В июле 1983 г. Сергей получил диплом и погоны лейтенанта и был откомандирован в авиацию пограничных войск. Служил в Восточном, Среднеазиатском и Кавказском пограничных округах, прошел все ступени летного становления. С 1984 по 1989 г. Сергей Липовой участвовал в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан, был награжден орденом Красной Звезды и медалями.

С 1 сентября 1989 г. С. Липовой — слушатель Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. После ее окончания в 1992 г. его направили в Среднеазиатский пограничный округ. Через год он становится заместителем командира полка по кадрам и работе с личным составом. С.А. Липовой —участник боевых действий в ходе проведения контртеррористической операции в Чечне. С 9 января 1996 г. Сергей Липовой — командир 23-го Душанбинского отдельного авиационного полка Группы пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, а с октября — начальник авиационного отдела Пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан. В ноябре 1999 г. полковник Липовой — слушатель Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. После учебы назначили начальником авиаотдела Северо-Кавказского регионального пограничного управления, после 2003 г. его должность стала именоваться — начальник Управления авиации Северо-Кавказского регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В 2001 г. Липовому присвоено воинское звание генерал-майор.

С 2005 г. Сергей Анатольевич в запасе.

Стовба Валерий Станиславович


Родился 3 января 1966 г. в с. Кара-Чок Гвардейского района Алма-Атинской области. От родителей Валерий унаследовал трудолюбие и хозяйское отношение ко всему, что создано руками рабочего человека. Это ему всегда помогало в учебе и службе.

Окончив среднюю школу, поступил в Кировское военное авиационно-техническое училище, которое окончил в 1986 г. С этого года началась служба Валерия Станиславовича в авиации пограничных войск.

Лейтенанта Валерия Стовбу направили в отдельную авиационную эскадрилью Камчатского пограничного округа на должность старшего бортового техника — воздушного стрелка вертолета Ми-8. Через полтора года в ноябре 1987 г. Стовба убыл для прохождения дальнейшей службы в Среднеазиатский пограничный округ, где прослужил почти шесть лет. Валерий выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан, многократно участвовал в операциях по уничтожению бандформирований. На его счету более десяти боевых вылетов. Мужество В. Стовбы отмечено медалями «За боевые заслуги» и «За отличие в воинской службе» 1-й степени. В представлении на эту медаль отмечалось: «Профессионал своего дела. Оказывает большую помощь в обучении молодого пополнения техников. Неоднократно принимал участие и успешно решал боевые задачи в «горячих точках»...»

Со своей будущей женой Леной Валерий познакомился в г. Благовещенске, где был в командировке.

С августа 1993 г. капитан В. Стовба проходил службу в 20-й отдельной авиационной эскадрилье Северо-Западного пограничного округа. В сентябре 1996 г. его направили в служебную командировку на таджикско-афганскую границу в Группу пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, где каждый вылет на охрану границы связан с риском для жизни экипажа. В одном из таких вылетов вражеская пуля в ходе боя смертельно ранила офицера. У него остались жена Елена и двое детей — сын Стасик и дочь Софья.

Похоронен капитан Валерий Станиславович Стовба в пос. Рахья Всеволожского района Ленинградской области.

Будай Игорь Михайлович


Родился 7 июля 1963 г. в с. Верхнедорожное Пустомытовского района Львовской области, там же окончил среднюю школу. Уже со школьной скамьи Игорь начал мечтать о небе, хотел стать летчиком. В январе 1981 г. его призвали в ряды Советской Армии. Срочную службу Игорь Будай проходил в артиллерийских частях в должности наводчика-измерителя.

В 1983 г. Игорь Михайлович Будай написал рапорт о направлении его для поступления в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Получив разрешение, он успешно сдал вступительные экзамены и стал курсантом. В саратовском небе Игорь совершил свой первый самостоятельный полет.

В 1987 г. И. Будай окончил училище и получил назначение в авиационную эскадрилью Прибалтийского пограничного округа на должность старшего летчика-штурмана вертолета Ми-8. Уже через десять месяцев И. Будай стал старшим летчиком-штурманом звена вертолетов, в 1990 г. ему досрочно присвоили воинское звание капитан.

В его аттестации сказано: «Летать любит, летает уверенно. Умеет проявлять разумную инициативу как на базовом аэродроме, так и при выполнении задач по охране Государственной границы России. Оперативно реагирует на изменение обстановки...».

На границе Игорь Михайлович получил боевую закалку. За добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей был награжден двумя медалями и нагрудным знаком «Отличник погранвойск» 1-й степени.

С сентября 1992 г. И. Будай проходил службу в 8-й отдельной эскадрилье Северо-Западного пограничного округа, откуда был откомандирован в сентябре 1996 г. в составе экипажа вертолета Ми-8 в Республику Таджикистан. Здесь оказался впервые, но за небольшой срок быстро освоился на новом месте. В Душанбинском авиационном полку И. Будай показал себя профессиональным, грамотным и мужественным летчиком, неоднократно участвовал в переброске десантных подразделений, в огневых поддержках действий пограничных застав и групп, в доставке раненых. 29 сентября 1996 г. при выполнении боевого задания Игорь Михайлович Будай был смертельно ранен. Похоронен в с. Дроговыж Львовской области.




В горах Таджикистана
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments