Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote in history_foto,
Владимир Нагирняк
olt_z_s
history_foto

Category:

Счастливый лебедь U178

Оригинал взят у olt_z_s в Счастливый лебедь U178

Люди часто делают странные вещи под влиянием различных суеверий и моряки среди них выделяются особым образом, Среди моряков этим выделяются более всего подводники, а среди подводников, вероятно, различными чудачествами страдали немецкие. Сегодня поговорим об истории возникновения эмблем на U178. Эта лодка была удостоена мною упоминания здесь дважды в заметках:
"Что сжигать корабли скоро выйдет из моды"
Зато старшина спас лодку :-)


Так как командир был на лодке полным "сувереном"  часто предложения по выбору эмблемы и талисмана исходило от него, хотя бывало, что и сам экипаж делал свой выбор самостоятельно, а командир присоединялся к общему мнению.  Стоит напомнить, что выбор эмблемы для лодки не был никаким обязательным правилом, все определялось желанием экипажа. Поэтому часть немецких лодок эмблем не несли, хотя возможно, что просто о некоторых из них  не найдена информация, подтверждающая наличие или отсутствие эмблемы. Но тем не менее..  U178 входит в ту часть подводных лодок Германии, наличие эмблем у которых подтверждено фотоматериалами и свидетельствами очевидцев.

Подводный крейсер типа IXD2 U178 был принят в строй Кригсмарине в феврале 1942 года фрегаттенкапитаном Гансом Иббекеном.  Командир этой лодки был весьма известной личностью в Кригсмарине, так как относился к "старой гвардии" немецкого флота. Иббекен был призван на флот еще при кайзере в 1918 году. В 1936 году он принял от верфи в Бремене первую "семерку" U27, став таким образом первым командиром лодки этого типа. С началом Второй Мировой войны Иббекен исполнял обязанности командующего подводными силами "Восток", которому были подчинены лодки на Балтике, действовавшие против Польши. Такую же должность на Западе возложил на себя в это время Дениц, являясь при этом также командующим всеми подводными силами. После разгрома Польши, должность командующего лодками на Востоке была упразднена и Иббекен был переведен на административную работу. Еще до перевода U178 в состав боевой флотилии, её командир был повышен в звании до следующего ранга и стал капитаном цур зее (аналог нашему капитану 1-го ранга). Для немецкого флота, где большинством лодок командовали капитан-лейтенанты, это был необычный случай, который с учетом возраста и выслуги командира подводного крейсера делал его одним из старейших и заслуженных командиров ПЛ в Кригсмарине. 20 сентября 1942 года Иббекену исполнилось 43 года.

После краткого экскурса в карьеру первого командира 178-й лодки обратимся вновь к её эмблемам.
В один из дней, когда субмарина проходила испытания по погружению и подводному маневрированию, её командир наблюдал любопытную картину. После всплытия лодки на её нос сел молодой лебедь, что было истолковано опытным Иббекеном, как добрый знак о чем и было объявлено экипажу.  Подводники согласились со своим командиром и выбрав птицу в качестве талисмана лодки. Из металла был изготовлены два лебедя с поднятыми крыльями, которых приклепали по обе стороны рубки. Экипаж тут же обзавелся маленькими жестяными лебедями, которые прикрепляли к форменным фуражкам и пилоткам.

u178emblmeducygnepeintu178pagedegardedulivred

После успешного 125-дневного похода Иббекен сдал лодку бывшему командиру U431 Доммесу, ветерану Средиземноморья и кавалеру Рыцарского Креста. Доммес "принес" на U178 эмблему своей старой лодки и на рубке подводного крейсера появился боевой клич участника Крестьянских войн в Германии швабского рыцаря Гётца фон Берлихингина - "Хорридо"
u178
Приведя U178 еще раз в Индийский океан, Доммес сдал лодку своему первому вахтофицеру В.Шпару, который в 1939 году был на лодке Прина штурманом и вместе с ним побывал в Скапа Флоу. Сам же Доммес стал командующем немецкой базой в Пенанге. Шпар покинул Пенанг 27 ноября 1943 года, что бы вернуться во Францию. Проведя в море более полугода лодка все-таки вернулась в Бордо (см.  Зато старшина спас лодку :-) ). Переход был настолько труден, что на подходах к Франции лодка, не оборудованная шнорхелем, была вынуждена идти в надводном положении только ночью, опасаясь атак с воздуха. С наступлением светлого времени суток Шпар погружался и "сидел" под водой до наступления темноты, что бы снова всплыть и продолжить движение. В таком режиме лодка шла 62 дня, что позволило подводникам нанести в память о том, что они два меясца не видели солнца надпись на рубке "Более 60 суток!".  Вместе с ней на рубке также появилось изображения таракана, чему предшествовала отдельная история. Целый выводок насекомых "поселился" на лодке после нахождения в Пенанге. Один такой усатый "диверсант" умудрился заползти в ухо к старшине машинистов откуда его с трудом извлек доктор. Сей случай экипаж 178-й счел достойным памяти и эмблемы.

u1782

Таким образом за время службы с тремя командирами U178 обзавелась аж 4-мя эмблемами, но первую эмблему и талисман лодки - "лебедя"  чтили все последующие командира после Иббекена.  С ним на рубке и встретила свой конец лодка в августе 1944, когда она была затоплена в Бордо перед падением базы при вторжении союзников во Францию. Вероятно опытный в морском деле Иббекен правильно истолковал знак, который дало ему море, сделав "лебедя" счастливым талисманом. Лодка провела в море за два года 459 суток в боевых походах и сумела уцелеть, хотя, к примеру, последний поход был очень сложным для её экипажа. И хотя списывать все на удачу в данном случае не стоит, так как командовали лодкой опытные и осторожные командиры, история с "лебедем" вполне вписывается в список историй о морских суевериях.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.
источники фото:
http://www.uboat.net/
http://www.subsim.com

Tags: 1940-е, Вторая Мировая, Вторая мировая, Германия, флот, юмор и курьезы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments