Приветствую, ув.коллеги!
Идея этой заметки родилась после размещения снимка конвоя в Атлантике, где я достаточно трагично расписал судьбу экипажей танкеров, упомянув "огненные шары" превращением в которые грозило попадание торпеды в нефтеналивное судно. Впрочем фортуна иногда играла с танкерами и подводными лодками в интересные игры. Известны даже случаи, когда попавшая в танкер, перевозивший авиационный бензин, торпеда судно повреждала, но бензин от взрыва не воспламенялся. Но это, конечно, было больше исключением из правил, чем правилом. Впрочем потопить танкер, особенно в балласте было крайне непростым делом. Нефтеналивные суда выдерживали первоначальные повреждения наносимые торпедами и оставались на плаву. Если обстановка позволяла, то подводные лодки долго расстреливали их из своих орудий, что бы лишить плавучести. В ход шла даже зенитная артиллерия, чтобы наделать в резервуарах как можно больше дырок после чего в ход снова шли "угри" по 40 тысяч марок за штуку. Эдакая немецкая экономия.
Итак для начала небольшой ролик из фильма "Das Boot", когда лодка наносит "удар милосердия" поврежденному и горящему танкеру. Кадры известнейшие, на них, благодаря спецэффектам, "огненный шар" выполнен прекрасно. Жутковатое зрелище..
Идея этой заметки родилась после размещения снимка конвоя в Атлантике, где я достаточно трагично расписал судьбу экипажей танкеров, упомянув "огненные шары" превращением в которые грозило попадание торпеды в нефтеналивное судно. Впрочем фортуна иногда играла с танкерами и подводными лодками в интересные игры. Известны даже случаи, когда попавшая в танкер, перевозивший авиационный бензин, торпеда судно повреждала, но бензин от взрыва не воспламенялся. Но это, конечно, было больше исключением из правил, чем правилом. Впрочем потопить танкер, особенно в балласте было крайне непростым делом. Нефтеналивные суда выдерживали первоначальные повреждения наносимые торпедами и оставались на плаву. Если обстановка позволяла, то подводные лодки долго расстреливали их из своих орудий, что бы лишить плавучести. В ход шла даже зенитная артиллерия, чтобы наделать в резервуарах как можно больше дырок после чего в ход снова шли "угри" по 40 тысяч марок за штуку. Эдакая немецкая экономия.
Итак для начала небольшой ролик из фильма "Das Boot", когда лодка наносит "удар милосердия" поврежденному и горящему танкеру. Кадры известнейшие, на них, благодаря спецэффектам, "огненный шар" выполнен прекрасно. Жутковатое зрелище..
А как это выглядело в реальности?
Для большей наглядности небольшой отрывок из моей статьи о действиях Эриха Топпа в апреле 1942 у восточного побережья США. U552 торпедирует танкер "Байрон Д. Бенсон" (7953 брт) 5 апреля 1942:
"Вскоре Топп обнаружил «Байрон Д. Бенсон» и атаковал:
«22:30. Тень по носу слева. Танкер. Не смотря на все трудности, я все догоняю танкер. Второго танкера не видно. Длительно отыскивать его не могу, потому что вскоре взойдет луна. Захожу с левого борта и начинаю атаку.
22:47 квадрат СА7652. Западный бриз, на море спокойно, безоблачно. Залп из аппарата № 3 по расчетным данным стрельбы на расстояние 1000 метров. Через 1 минуту и 8 секунд торпеда попала в корму. Сильный взрыв. Столб огня высотой в несколько сотен метров. Танкер превратился в настоящий океан пламени. Это большое судно примерное 10 000 тонн. Теперь по нам бьет эскортный корабль осветительными снарядами. Он идет впереди вместе с первым танкером. Эскортный корабль, который мы обогнали, не виден. Поворачиваю на большой скорости на 90°, чтобы уйти на более глубокое место. Эскортный корабль продолжает стрелять осветительными снарядами». (ЖБД «U552», запись от 5.04.1942)
Находившееся неподалеку от места событий американское судно-ловушка «Эстерион» (АК100) стало свидетелем торпедирования «Байрон Д. Бенсон». Свидетельства членов ее экипажа, не расходятся с записями в ЖБД «U552»:
«В 22:47 огромный огненный шар вспыхнул в ночи. Взрыв произошел по направлению в сторону носа от нашего правого борта всего в нескольких милях от нас – истинный компасный пеленг 190°. За огненным шаром последовал столб пламени, быстро распространявшийся через среднюю и кормовую части танкера.»[1]
Единственное в чем ошибся Топп, было место попадания торпеды - она попала в середину судна. Огонь горящего танкера, перевозившего 14 500 тонн нефти, превратил ночь в день, и лодка теперь была видна на поверхности океана, как на ладони. Однако Топпу в очередной раз повезло, так как ветер относил густые клубы дыма в сторону британского траулера, что позволило «U552» быстро ретироваться с места событий и избежать преследования.
Из 37 членов экипажа танкера кораблями эскорта были спасены 27. В 09:50 утра 5 апреля они были доставлены «Гамильтоном» в Норфолк. Десять человек, включая и капитана «Байрона Д. Бенсона» Джона Г. МакМиллана, погибли. Танкер, полностью выгорев, затонул лишь три дня спустя в районе Нэгз Хед неподалеку от Национального монумента братьям Райт".

Ниже еще несколько снимков жертв атак немецких подлодок в весны-лета 1942 у побережья США
Танкер "Pennsylvania Sun" торпедированный U571 15 июля 1942. Судно удалось спасти - пожар был погашен, а танкер отбуксирован на ремонт.

Танкер "Harry F. Sinclair, Jr." торпедированный U203 11 апреля 1942. Судно удалось спасти - горящий танкер удалось отбуксировать к берегу, после чего пожар был потушен.

Танкер "Dixie Arrow" торпедированный U71 26 марта 1942. Судно затонуло спустя несколько часов после атаки.



Жертва немецких торпед в Мексиканском заливе. 1942 год.

Источники фото:
http://www.histomil.com/
http://en.wikipedia.org
http://uboatarchive.net/
http://www.ww2incolor.com
"Вскоре Топп обнаружил «Байрон Д. Бенсон» и атаковал:
«22:30. Тень по носу слева. Танкер. Не смотря на все трудности, я все догоняю танкер. Второго танкера не видно. Длительно отыскивать его не могу, потому что вскоре взойдет луна. Захожу с левого борта и начинаю атаку.
22:47 квадрат СА7652. Западный бриз, на море спокойно, безоблачно. Залп из аппарата № 3 по расчетным данным стрельбы на расстояние 1000 метров. Через 1 минуту и 8 секунд торпеда попала в корму. Сильный взрыв. Столб огня высотой в несколько сотен метров. Танкер превратился в настоящий океан пламени. Это большое судно примерное 10 000 тонн. Теперь по нам бьет эскортный корабль осветительными снарядами. Он идет впереди вместе с первым танкером. Эскортный корабль, который мы обогнали, не виден. Поворачиваю на большой скорости на 90°, чтобы уйти на более глубокое место. Эскортный корабль продолжает стрелять осветительными снарядами». (ЖБД «U552», запись от 5.04.1942)
Находившееся неподалеку от места событий американское судно-ловушка «Эстерион» (АК100) стало свидетелем торпедирования «Байрон Д. Бенсон». Свидетельства членов ее экипажа, не расходятся с записями в ЖБД «U552»:
«В 22:47 огромный огненный шар вспыхнул в ночи. Взрыв произошел по направлению в сторону носа от нашего правого борта всего в нескольких милях от нас – истинный компасный пеленг 190°. За огненным шаром последовал столб пламени, быстро распространявшийся через среднюю и кормовую части танкера.»[1]
Единственное в чем ошибся Топп, было место попадания торпеды - она попала в середину судна. Огонь горящего танкера, перевозившего 14 500 тонн нефти, превратил ночь в день, и лодка теперь была видна на поверхности океана, как на ладони. Однако Топпу в очередной раз повезло, так как ветер относил густые клубы дыма в сторону британского траулера, что позволило «U552» быстро ретироваться с места событий и избежать преследования.
Из 37 членов экипажа танкера кораблями эскорта были спасены 27. В 09:50 утра 5 апреля они были доставлены «Гамильтоном» в Норфолк. Десять человек, включая и капитана «Байрона Д. Бенсона» Джона Г. МакМиллана, погибли. Танкер, полностью выгорев, затонул лишь три дня спустя в районе Нэгз Хед неподалеку от Национального монумента братьям Райт".
[1] Бийр К. М. «Суда-ловушки против подводных лодок» — М.: АСТ, 2003., с.152.
Вот результат "трудов" Эриха Топпа. Горящий «Байрон Д. Бенсон»

Вот результат "трудов" Эриха Топпа. Горящий «Байрон Д. Бенсон»


Ниже еще несколько снимков жертв атак немецких подлодок в весны-лета 1942 у побережья США
Танкер "Pennsylvania Sun" торпедированный U571 15 июля 1942. Судно удалось спасти - пожар был погашен, а танкер отбуксирован на ремонт.

Танкер "Harry F. Sinclair, Jr." торпедированный U203 11 апреля 1942. Судно удалось спасти - горящий танкер удалось отбуксировать к берегу, после чего пожар был потушен.

Танкер "Dixie Arrow" торпедированный U71 26 марта 1942. Судно затонуло спустя несколько часов после атаки.



Жертва немецких торпед в Мексиканском заливе. 1942 год.

Источники фото:
http://www.histomil.com/
http://en.wikipedia.org
http://uboatarchive.net/
http://www.ww2incolor.com