yosikava (yosikava) wrote in history_foto,
yosikava
yosikava
history_foto

Categories:

Гардемаринский фотоальбом.

Оригинал взят у yosikava в Гардемаринский фотоальбом.
Мой друг Лот с "ЦУСИМЫ.СУ" провёл очень большую работу на проекте "Частный архив военно-исторической фотографии photo-war.com" по атрибутации фотографий альбома корабельного гардемарина выпускника Морского училища во Владивостоке, чей выпуск состоялся на борту вспомогательного крейсера Сибирской военной флотилии ‘Орёл’ в Сингапуре, принимавшего участие в гражданской войне в Испании и затем проходившего службу в французском Иностранном легионе. Представляю часть фотографий из данного ФОТОАЛЬБОМА. Надеюсь этот материал заинтересует любителей военно-морской истории, откроет что-то новое в истории революционных событий и Гражданской войны в России, позволит заглянуть в лица людей переживших тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Гардемаринский фотоальбом.

1. Ливадийский дворец, Крым. Император Николай II в форме Гвардейского экипажа, построенные для представления чины армии, флота и свиты Его Императорского величества.


2. Вензеля с именем шефа Морского корпуса Цесаревича Алексея, сохраненные в альбоме. Вензель, наложенный на якорь, носился на погонах гардемаринами 3-й, 2-й и 1-й роты Морского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпуса. Кадеты 6-й, 5-й и 4-й роты носили вензеля без якоря.


3. Осенью 1915 г. в роту, ставшей 5-й, было принято еще тридцать молодых людей, теперь рота состояла из 3-х отделений общей численностью около 80 кадет. На фото: Артиллерийский класс, морская 120 мм пушка системы Канэ.


4. Летом 1916 г. кадеты 5-й роты проходили практику в Петергофской военной гавани. Рота размещалась на берегу и была разделена на две смены: первая смена практиковалась на учебных судах Балтийского флота в начале лета, вторая – в конце, смена продолжалась пятьдесят дней. Кадеты изучали сигнальное дело, радиотелеграф, водолазное дело, семафор. Наличие большого количества шлюпок позволяло все свободное время проводить в море, плавая на веслах или под парусами, в конце лета проводились гребные гонки. На фото- учебное судно ‘Воин'.


5. Подпись под фото: Яхта ‘Вероника’. Название судна указано неверно, на фото - конвоир императорских яхт ‘Дозорный’ или ‘Разведчик’. Суда 'Дозорный’ и 'Разведчик’ заложены в 1903 г., спущены на воду в 1904 г., вступили в строй в 1905 г. До 24 марта 1906 г. портовые суда — конвоиры императорских яхт. Судно ‘Дозорный’ – c 30 ноября 1919 г. переоборудовано в тральщик, в 1922 – 24 гг. пограничное судно, с 1924 по 1927 гг. на хранении в порту. С 1928 по 1931 гг. учебное судно, с 1931 по 1937 вновь на хранении в порту, с 1937 г. - опытовое судно, в 1939 – 40 гг. сторожевой корабль Ладожской флотилии, в годы Второй мировой войны находилось на хранении в порту. Сдано на слом 23 мая 1957 г.

6. Осенью 1916 г. кадеты переведены в 4-ю роту (старшую кадетскую), в которую дополнительно было принято еще 30 человек- теперь рота состоит из четырех отделений общей численностью 120 человек. В учебный план введены космография и тригонометрия. На фото - кадет Морского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича корпуса Владимир Сергеевич Веденяпинский.

7. 1 марта 1917 года учащиеся Морского Училища были распущены по домам до получения извещения c дальнейшими указаниями, кадеты 4-й роты самостоятельно отправились в действующие флоты для прохождения практики. После короткого отпуска к началу октября вернувшиеся кадеты собрались в стенах училища, где им было объявлено решение Временного правительства об упразднении Морского училища и переводе выпуска в Отдельные Гардемаринские Классы (ОГК). ОГК были открыты 5 августа 1913 г. в Санкт-Петербурге, в них после вступительных экзаменов и медицинской комиссии зачислялись лица, закончившие курс в гражданском ВУЗе. Обучение проводилось по программе Морского Корпуса и было рассчитано на 3 года, далее следовала корабельная практика и сдача экзаменов, после чего гардемаринам присваивали чин мичмана. Кадетов 4-ой роты Морского училища, всего около 100 человек, произвели в гардемарины и перевели в 3-ю роту (младшую), где они объединились с вновь поступившими в ОГК осенью 1917 года молодыми людьми (120 человек). 3-я рота были разделена на 16 полусмен с выбранными старшинами. Полусмены состояли из 7 ‘старых’ и 7 новых гардемарин. Старшинами стали гардемарины Морского Училища. Несмотря на сложную обстановку, морскую практику гардемарин было решено не отменять и провести на кораблях Сибирской флотилии. 3 октября 1917г. 3-я рота (205 человек) убыла во Владивосток для девятимесячного плавания. Командиром отряда гардемарин и заведующий обучением был назначен капитан 1-го ранга М.А.Китицын. 21 октября 1917 г. рота прибыла во Владивосток, на месте в нее были дополнительно зачислены два юнкера флота, гардемарин Морского Инженерного Училища, проходивший практику в Сибирской военной флотилии и кадет 2-го Петроградского Корпуса, оказавшийся в поезде при отбытии из Петрограда. 11 гардемарин прибыло из Петрограда самостоятельно и так же были назначены в плавание. На фото: М.А. Китицын с погонами капитана 2-го ранга.


8. С 1915г. учащиеся военно-морских учебных заведений проходили морскую практику на вспомогательном крейсере I ранга ‘Орёл’ Сибирской военной флотилии, бывшем пароходе Добровольного Флота, мобилизованном 20 августа 1914г., согласно закону Российской империи ‘О военно-судовой повинности’. 12 ноября крейсер ‘Орел’ (командир - старший лейтенант М.М.Афанасьев) с гардемаринами ОГК на борту в сопровождении эсминцев ‘Бойкий’ и ‘Грозный’ вышел в море, держа курс на Японию. Известие об октябрьском перевороте еще не дошло до Владивостока и отношения между гардемаринами и командой оставались хорошими. На борту ‘Орла’ находилось 260 человек: офицеры, гардемарины, матросы и вольнонаемные служащие. На фото: вспомогательный Крейсер I ранга ‘Орёл’.


9. Гардемарины были расписаны по заведованиям, постам и вахтам, началась учёба. На фото: гардемарины на палубе ‘Орла’.


10. При прохождении Цусимским проливом была отслужена панихида по погибшим в бою морякам 2-й Тихоокеанской эскадры. 16-го ноября отряд вошел в бухту Нагасаки.


11. Во время стоянки отряда в Нагасаки было получено известие о произошедшем в России октябрьском перевороте и свержении Временного правительства.
После получения известия о революции на крейсере ‘Орел’ было собрано общее собрание команды. Революционные события были одобрительно встречены командой, но не нашли понимания у офицеров и гардемаринов. Команда выдвинула требование об отправке делегации во Владивосток для прояснения текущей ситуации с установившейся там властью и получения дальнейших инструкций о плавании, это требование было удовлетворено. На фото: гардемарины в караульной форме одежды у кормового 120 мм орудия системы Канэ.

12. Гардемарины, Нагасаки. Справа – С.С. Аксаков. Временное правительство упразднило погоны и некоторые элементы формы одежды на флоте. Для гардемарин 3-й роты ОГК временно был введен V-образный шеврон из золотистого галуна с якорем над ним, для ношения на левом рукаве голландки, бушлата, шинели.


13. Делегация, прибывшая во Владивосток, доложила Центральному комитету Сибирской флотилии об обстановке в отряде. 16 декабря Коллегия Сибирской флотилии сообщила в Морской главный штаб, что обучение и посылка гардемаринов за границу не соответствует духу времени, ЦК и общее собрание флотилии вынесли постановление о возвращении отряда из плавания. М.А. Китицын оказался в сложном положении – он нес ответственность за отряд кораблей, их экипажи и гардемаринов, наибольшую опасность представляло возможное выступление команды и расправа над офицерами и гардемаринами. 7 декабря отряд вышел в море и направился в английскую колонию Гонконг. На фото: кормовой Андреевский флаг вспомогательного крейсера 1-го ранга ‘Орёл’.


14. 11 декабря 1917 г. вспомогательный крейсер Сибирской Флотилии ‘Орёл’ пришёл на рейд Гонконга. В Гонконге команды кораблей точно узнали о том, что произошло в России, среди матросов начались брожения, готовые перерасти в бунт. Командир учебного отряда М.А. Китицин упредил события. 25 января 1918г. рядом с ‘Орлом’ встал на якорь вспомогательный крейсер ВМС Великобритании ‘Сити оф Лондон’ (HMS City of London), эсминцам 'Бойкий' и 'Грозный' было приказано подойти к борту ‘Орла’. На следующий день к отряду русских кораблей подошел катер, который нес флаг русского консула, прибывшего на борт представителя МИДа России встречал караул из гардемарин. Консул зачитал приказ о восстановлении старой власти, команда бросилась к оружию, но везде стояли вооруженные гардемарины. Китицын сумел избежать кровопролития, предложив всем, кто хочет вернуться в Россию, перейти на английский вспомогательный крейсер. Вся команда, за исключением каптенармуса, покинула корабль, списались также несколько гардемарин и четыре офицера.


15. Китайский торговец на палубе 'Орла', за его спиной видны две 47 мм пушки системы Гочкиса.


16. После того как команда покинула корабль, все оставшиеся на борту гардемарины были распределены по специальностям, став рулевыми, машинистами, артиллеристами, сигнальщиками, минерами, кочегарами. М.А.Китицын отказался от обязанностей командира отряда, уступив должность старшему лейтенанту М.М.Афанасьеву, а сам принял командование учебной ротой. На фото: вспомогательный крейсер ‘Орёл’, в чехлах - 47 мм пушки ‘Гочкиса’.


17. В Сайгоне вооружение крейсера было демонтировано и сдано на хранение, военно-морской флаг был спущен. Корабль превратился в транспортное судно, и в дальнейшем совершал рейсы под ‘флагом транспортных судов с командой из военнослужащих или состоящим под командой офицера’ (на фото).


18. Плавание, продолжавшееся 263 дня, было окончено. Оставшиеся гардемарины и офицеры, общей численностью около 100 человек разместились в морских казармах в местечке Кап Сэн Жак под Сайгоном, где они находились до зимы, осваивая теорию. На фото: списание гардемарин с ‘Орла’, прощальное фото перед сходом с корабля.


19. К концу октября 1918 г. власть в Сибири и на Дальнем Востоке перешла в руки Директории, пост военного и морского министра с 7 ноября 1918г. занял вице- адмирал А.В. Колчак. М.А. Китицын вернулся во Владивосток, где встретился с командующим Сибирской флотилией М.А. Беренсом, который рекомендовал ему собрать всех гардемарин для организации регулярных занятий. В свою очередь адмирал А.В.Колчак отдал распоряжение об откомандировании в распоряжение М.А.Китицына гардемарин и кадет ОГК, Морского и Морского инженерного училищ и создании во Владивостоке Морского училища.
В начале ноября гардемарины стали возвращаться во Владивосток. Из Сайгона прибыла группа, состоявшая из пяти офицеров и сорока пяти гардемарин, более ста человек прибыло из Харбина.
Состав училища пополнился морскими кадетами и гардемаринами других рот Гардемаринских классов и Морского училища, оказавшихся на Дальнем Востоке, часть гардемаринов была отчислена по различным причинам. В результате отбора в училище осталось 129 человек, из морских офицеров были набраны квалифицированные преподаватели. 29 ноября 1918 г, вышел приказ по флоту и Морскому Ведомству №19: Нарукавные нашивки для отличия чинов и званий – отменяются... Офицеры и гардемарины надели форму одежды и знаки различия, которые были у них до Февральской Революции 1917г. Для гардемаринов Морского училища были утверждены погоны петроградского Морского училища белого цвета без монархических вензелей. Подпись под фото: Владивосток, 1918 г.

20. С середины декабря 1918 г. начался новый учебный год. Училище разместилось в Шефнеровских казармах во Владивостоке, которые были отремонтированы, в них были устроены спальни, классы и баня. Особый упор в учебной программе был сделан на математику, преподавались астрономия, теоретическая и пароходная механика, сферическая тригонометрия. Часто устраивались зачеты по пройденным разделам программы. Для практических занятий Владивостокский порт предоставил хорошо оборудованные мастерские, не хватало только артиллерийского класса и артиллерию изучали по чертежам. Много внимания уделялось физической подготовке, гимнастике, фехтованию, спортивным играм. Преподавание велось без скидок на условия военного времени, за три несданных зачета гардемарины отчислялись из училища.


.... А дальше была Гражданская война, эмиграция, скитания по чужбине, участие в чужих войнах....

Все фото смотрите на сайте проекта
"Частный архив военно-исторической фотографии photo-war.com" .

Tags: 1910-е, 1920-е, Гражданская война, Первая мировая, Россия, революции 1917 г, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments