brekhoff (brekhoff) wrote in history_foto,
brekhoff
brekhoff
history_foto

Categories:

Про деда.

Оригинал взят у brekhoff в Про деда.
Так уж получилось, что дедов своих я никогда не видел. Оба умерли молодыми. Но если ещё про деда по матери я знаю хоть от неё, то про деда по отцу он сам ничего сказать конкретного не может. Ибо дед погиб в 1947 году, когда отцу моему было всего несколько месяцев отроду. Документов сохранилось немного, и кроме того, что он был в войну лётчиком на "У-2", возил макароны и почту там - ничего известно не было. Тем не менее за год ,который он провёл на фронте макаронов он навозил аж на "Отечественную войну" 1 степени, 2 "Красных Знамени", "За Отвагу" и "За Победу над Германией".



Всё-таки интернет - это хорошо! Благодаря сайту "Подвиг народа" сумел найти документы на награждение моего деда. Выяснились кой-какие детали, порой любопытные.


До войны дед окончил Егорьевское лётное училище, где и остался работать инструктором. В 1941 году училище эвакуировали в Ашхабад, где он продолжал учить лётчиков, и на фронт попал только в октябре 1942, забомбив начальство рапортами.

Попал в 362 САП, затем 449 ОААЭ 60-ой армии. Про боевой путь 60-ой армии:

60-я армия 2-го формирования сфор­мирована 7 июля 1942 г. путем переименования 3-й резервной армии, находив­шейся в резерве Ставки ВГК. В ее состав вошли 107, 121, 161, 167, 195, 232, 237-я и 303-я стрелковые дивизии, 75-й укреп­ленный район, танковые, артиллерий­ские и другие соединения и части.

9 июля 1942 г. армия была включена в состав Воронежского фронта и до конца 1942 г. вела оборонительные бои на левом берегу реки Дон, севернее Воронежа.

Зимой 1943 г. армия участвовала в Воронежско-Касторненской (24 янва­ря — 2 февраля) и Харьковской (2 фев­раля — 3 марта) операциях. В ходе этих операций ее войска освободили Воро­неж (25 января), Касторное (29 января), Курск (8 февраля) и в начале марта выш­ли к реке Сейм в районе Рыльска.

23 марта 1943 г. армия была перепод­чинена Курскому фронту, 26 марта включена в состав Центрального фронта 2-го формирования. Участвовала в Курской битве (5 июля — 23 августа) и освобожде­нии Левобережной Украины. В ходе наступательных боев освободила города Глухов (30 августа), Конотоп (6 сентября), во вза­имодействии с 13-й армией— Бахмач (9 сентября), Нежин (15 сентября). Во вто­рой половине сентября вышла к Днепру севернее Киева, с ходу форсировала его и захватила плацдармы в районах Страхолесье, Ясногородка, восточнее Дымера.

6 октября армия была переподчине­на Воронежскому фронту, с 20 октября 1943 г. — в составе 1-го Украинского фронта.

В ноябре 1943 г. — апреле 1944 г. ар­мия участвовала в Киевской наступа­тельной (3— 13 ноября 1943 г.), Киевс­кой оборонительной (13 ноября — 22 де­кабря 1943 г.), Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 г. — 14 января 1944 г.), Ровно-Луцкой (27 января-11 февраля 1944 г.) и Проскуровско-Черновицкой (4 марта— 17 апреля 1944 г.) операциях. В ходе этих операций войс­ка армии освободили сотни городов и других населенных пунктов и в апреле вышли к предгорьям Карпат. В ходе Лызовско-Сандомирской стра­тегической операции (13 июля — 29 ав­густа) войска армии во взаимодействии с войсками других армий фронта осво­бодили г. Львов (27 июля) и к концу ав­густа вышли на подступы к реке Вислока, южнее г. Дембица.

В январе — феврале 1945 г. армия при­няла участие в Сандомирско-Силезской (12 января — 3 февраля) и Нижнесилезской (8-24 февраля) операциях. Ее войс­ка во взаимодействии с войсками 59-й ар­мии освободили Краков (19 января), обо­шли Силезский промышленный район с юга, 27 января вступили в Освенцим, где освободили оставшихся в живых узников немецкого концентрационного лагеря. Продолжая наступление, армия вышла к Одеру, форсировала его и захватила плацдарм севернее г. Ратибор (Рацибуж).

В ходе Верхнесилезской операции (15-31 марта) соединения и части армии во взаимодействии с другими армиями фронта участвовали в окружении оппельнской группировки противника; затем во взаимодействии с 38-й армией 4-го Украинского фронта разгромили его ратиборскую группировку и к концу операции вышли в предгорья Судет.

С 6 апреля 1945 г. армия вела боевые действия в составе 4-го Украинского фронта 2-го формирования. В ходе Моравска-Остравской операции (10 марта — 5 мая) 22 апреля штурмом овладела г. Троппау (Опава); 5 мая вышла на под­ступы г. Штернберк.

Боевой путь армия завершила учас­тием в Пражской стратегической опе­рации (6-11 мая).

!9 марта 1943 года дед был представлен к первой награде - медали "За Отвагу". Ну, как положено - макароны, там, возил, всякое такое... Что интересно - пол-года в армии, но так и был "без звания". Интересный факт.



Про первый орден "Красного Знамени" документов нет, следующий появился только через год, когда уже одним БКЗ он был награждён. Тоже всё очень тривиально: макароны, связь, листовки... Уже - старший лейтенант и Заместитель командира 449 ОААЭ



 За зиму-весну - 40 боевых вылетов ночью на бомбардировку, 50 - по связи и доставке боевых приказов войскам, 7 - разбрасывал листовки... Рутина войны. "За совершение 155 вылетов на связь и за спасение самолёта представлен к "Отечественной Войне" 1 степени..."  Дали почему-то второе "Красное знамя". Ранение, полученное то ли 14, то ли 16 марта было очень тяжёлым - вернулся дед в эскадрилью только через год. Участвовал в боях весны 1945... Совершил ещё 52 боевых вылета.  Моравска-Островская операция, взятие Праги. Возил макароны, пакеты, доставлял начальство. "Отечественную войну" таки получил, причём "по совокупности заслуг и опять за то же, за что и предыдущее "Красное Знамя", уже после окончания войны.



Демобилизовался в конце 1945 года.  Пилотов было пруд-пруди, а дед хотел летать. Удалось устроится в Севморпуть пилотом. Март для деда оказался трагическим месяцем, в 1943 он получил тяжёлое ранение, а в марте 1947 при взлёёте на трофейном самолёте "Зибель-204" он погиб. Удалось найти в одной книжечке:

"Причина гибели третьего "Зибеля", Н-409, осталась невыясненной. После взлета в Дудинке он потерял скорость и упал. Пилот  погиб. После этой серии аварий и катастроф пришли к выводу, что немецкие самолеты все-таки плохо приспособлены к работе на севере, а произведенные доработки недостаточны. Си-204 не проходили специальных испытаний в условиях низких температур. В итоге в 1948-м Полярная авиация сняла "Зибели", число которых к этому времени достигло 12, с эксплуатации."

Такие дела.

Что стоит за скупыми строчками о лётных часах, "тяжелых метеорологических условиях", полётами на связь - можно только догадываться... Кстати, в год окончания войны он был моим ровесником. Даже как-то странно.

От деда остались его ордена, лётный шлем и планшет. Несколько писем с фронта и фотографий...


Весна 45-ого. Дед с одним из лётчиков.


Летчики и девушки из БАО 449 ОААЭ






Посмотреть на Яндекс.Фотках



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments