sosnitsky (sosnitsky) wrote in history_foto,
sosnitsky
sosnitsky
history_foto

Невыдуманные истории. Поход по переходам. Часть третья. Воинской доблести посвящается...

Как и было анонсировано в прошлом посте, речь пойдет о мозаике в подземном переходе на углу проспекта Буденновского и Большой Садовой, посвященной воинской доблести жителей Донского края.
Идея создать мозаичное панно на эту тему пришла к Юрию Никитовичу Лабинцеву еще во время работы над мозаиками в переходе на углу Большой Садовой и Ворошиловского. Тогда уже он начал готовить эскизы, обдумывать композицию. Тогда же появились и первые наброски картин с изображением боя батареи лейтенанта Сергея Оганова. 
Кроме масштабной панорамы боя батареи Оганова с немцами в переходе на Буденновском бригада Лабинцева изобразила и другую славную страницу из истории Дона - "Будни перед сражением" из далекого 18 века, из Петровских времен, где изображены казаки, встреча станичного и войскового атаманов, корабли, построенные Петром I. Эту картину сегодня увидеть, к сожалению, никак нельзя - ларьки, ларьки и еще раз ларьки... Все закрыто от глаз, заставлено, завалено, просверлено... Осталась только фотография из газеты "Вечерний Ростов":

мозаика


Это та самая  картина - "Будни перед сражением" - счастливые дни казачьей жизни без войны, смуты, смертей и горя. Позже, в одном из интервью, Ю.Н. Лабинцев вспоминал: "Костюмы, оружие, корабли - все это исторически достоверно. В левом углу картины изображена встреча станичным атаманом войскового (а не Емельяна Пугачева, как кажется некоторым). ...А вообще перед нами иногда возникают самые неожиданные проблемы: например, как казаки носили шашки - изгибом ножен вверх или вниз? Я долго искал ответ, пересмотрел много иллюстраций, картин, консультировался у работников музеев. Оказалось - изгибом вниз. Казаки, на скаку выхватывая шашку, перебрасывали ее в руке так, чтобы лезвие не было направлено в лицо".
Очень жаль, что так относимся к культурному наследию. Наверное,поэтому и получаем то, что заслуживаем...
Лишь небольшая часть того панно сохранилась и видна из-за металопластика ларьков, развешенной на стенах одежды и пластмассовых женских ног в чулках и лосинах.


Садовая. 166

Садовая. 171

Садовая. 174

Садовая. 186

Садовая. 195

Для изображения панно, посвященного обороне Ростова, по замыслу Ю.Н. Лабинцева, требовалась мозаика приглушенных тонов, а ее не было... Художников обеспечили лишь плиткой ярких цветов. И пришлось бригаде Лабинцева перекрашивать и обжигать в печах керамическую плитку, создавая нужные оттенки. Трудная была работа, но и результат - замечателен.

Садовая. 1

Садовая. 3

Садовая. 11

Садовая. 14

Садовая. 23

Садовая. 24

Садовая. 26

Садовая. 27

Садовая. 30

Садовая. 31

Садовая. 34

Садовая. 43

Садовая. 48

Садовая. 50

Садовая. 53

Садовая. 60

Садовая. 62

Садовая. 65

Садовая. 67

Садовая. 70

Садовая. 72

Садовая. 78

Садовая. 82

Садовая. 83

Садовая. 93

Садовая. 105

Садовая. 109

Садовая. 111

Садовая. 112

Садовая. 113

Садовая. 121

Садовая. 143

Садовая. 146

Садовая. 160



Источники:
Беспалов Ю. Луга в подземных переходах. Комсомолец. 1980.
Евстифеева Т. Не встретить мозаики краше ростовской... Вечерний Ростов. 1992.
Голубниячий А. Блеск и нищета ростовских переходов. Наше время. 2003.
Сидоров А. Радуга в переходах. Комсомолец. 1978.
Гвозденко А. Создатели ростовской мозаики. Вечерний Ростов. 1973.
Tags: 1970-е, 1980-е, СССР, архитектура и строительство, искусство и эстрада
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments