sosnitsky (sosnitsky) wrote in history_foto,
sosnitsky
sosnitsky
history_foto

Невыдуманные истории. Поход по переходам. Часть первая. Космос под землей.

Этот пост - первый - о подземном переходе на углу проспекта Кировского и Большой Садовой.
Переход встречает нас мозаичной картой Ростовской области, изуродованной прибитыми проводами и розеткой и разукрашенный граффити. 


                             Садовая. 1




А дальше - картины космоса, созданные бригадой облицовщиков Мостоотряда №10 под руководством Юрия Никитовича Лабинцева. 
Удалось отыскать, к сожалению,  только вот такую газетную фотографию Ю.Н. Лабинцева:

                                                        Лабинцев

Идея украсить переходы мозаикой принадлежала начальнику Мостоотряда №10  Георгию Ивановичу Былло.
Исполнил задумку Юрий Никитович Лабинцев.
Лабинцев окончил художественное училище сразу после войны, сначала работал лепщиком-модельщиком, а потом, когда мода на лепные украшения отошла, долго трудился облицовщиком в различных организациях.
В 1971 году произошла его встреча с Г.И. Былло, которому он показал кое-что из своих работ, поделился планами. Григорий Иванович увлекся и предложил Лабинцеву перейти на работу в Мостоотряд №10.
Лабинцев набрал нужных людей, с многими из которых был уже знаком. Так родился коллектив, создавший все эти шедевры под землей.
Перед тем, как делать эскизы мозаичных панно, Лабинцев долго изучал тему, вникал в детали. 
Картина в переходе на Кировском и Большой Садовой изображает космонавтов, стоящих на Ганимеде - спутнике Юпитера. Во время подготовки Лабинцев вместе с астрономами по карте звездного неба выяснял, как выгляделди бы оттуда созвездия, чтобы точно воспроизвести эти виды.
И вот, что получилось:

Садовая. 9  Садовая. 21

Садовая. 41

Садовая. 3

Садовая. 69

Садовая. 28

Садовая. 27

Садовая. 71 

Садовая. 77

Правда, тех самых космонавтов на Ганимеде почти не видно...
Половина мозаики скрыта за стенами ларька. Полки прибиты прямо к мозаичным картинам. 
Варварство, да и только.
В чем была острая необходимость уродовать эти картины? Зачем сверлить плитку? Зачем розетка на торцевой стене перехода? 
Почему разрешили? Почему не ухаживают?
Сто вопросов и ни одного разумного объяснения...
Из-зо коробок с бумагой выглядывает Юпитер, из-за полок угадываются очертания еще одной планеты и какого-то летательного аппарата, и космонавты предвигаются по поверхности Ганимеда между книгами, блокнотами и ежедневниками, выложенными на стелажах..
Да и то - заметить их можно, только зайдя в ларек...

Садовая. 40

Садовая. 44

Садовая. 45

Садовая. 46

Господа чиновники от культуры! Спуститесь в переход, посмотрите, что происходит.
Может, вас и "зацепит", может, обратите внимание на часть городского культурного достояния.
Может, поможете сохранить для детей наших труд отцов и дедов наших.
А, может, и нет...

В одном из интервью Юрий Никитович Лабинцев сказал: "А вообще мне кажется, что цель нашей работы - не только порадовать глаз ростовчан и гостей. Известно, что ученые по фрескам и мозаике древних городов узнают о быте и жизни их жителей. Нам тоже хотелось бы, чтобы наши работы стали для следующих поколений красочным рассказом о том, что для них уже будет историей".
Нашу эпоху, вероятно, будущие поколения будут изучать по дыркам, просверленным в красочных мозаиках, созданных в 70-80-е годы прошлого века.
Грустно.

Следующий пост - про мозаику в подземном переходе на Ворошиловском и Большой Садовой.

Источники:
Беспалов Ю. Луга в подземных переходах. Комсомолец. 1980.
Евстифеева Т. Не встретить мозаики краше ростовской... Вечерний Ростов. 1992.
Голубниячий А. Блеск и нищета ростовских переходов. Наше время. 2003.
Сидоров А. Радуга в переходах. Комсомолец. 1978.
Гвозденко А. Создатели ростовской мозаики. Вечерний Ростов. 19737
Tags: 1970-е, 1980-е, СССР, искусство и эстрада
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments