avp23649 (avp23649) wrote in history_foto,
avp23649
avp23649
history_foto

Categories:

Теплоход "Сестрорецк"

Давно уже занимаюсь сканированием старых фотопленок, которые я нашел на чердаке нашего старого дома в Кирове. На одной из пленок запечатлены проводы теплохода с названием "Сестрорецк" с норвежской делегации с Фестиваля в Москве 1957.


Мне стало любопытно, что это за судно и какова его судьба?


фото с сайта
И что я выяснил прочитав книгу «Мурманске морское пароходство: 1939-2009 гг» В.П.Семёнова?
Оказалось - корабль был построен в 1912 году на судоверфи " Stettiner Oderwerke AG " г. Штеттин ( Германия ) под именем "Prinzessin Sophie Charlotte"

Судьба судна оказалась сложной. Его название менялось четыре раза. Первое переименование носило политический характер, и "Принцесса София Шарлотта" стала "Пруссией" ( "Preussen" ) .
Интересно, что "Пруссия" была вторым "философским пароходом" на котором 16 ноября 1922 года отправились в изгнание из Петрограда в Штеттин 17 высланных российских ученых и мыслителей.


После перелома во второй мировой войне в пользу СССР пассажирское судно "Пруссия" по указанию Гебельса переименовали в "Polaris".
После окончания войны "Поларис" стал трофеем Советского Союза и получил свое новое название - "Сестрорецк". Пароход перегнали в Ленинград, и уже в мае 1945 года он вошел в строй Балтийского торгового флота.

Торжественные проводы норвежской делегации в Мурманском порту.
"Сестрорецк" стал одним из первых пассажирских судов, которые совершали рейсы между Ленинградом и портами Западной Европы.
В 1946 году судно работало на линиях Ленинград - Хельсинки - Стокгольм и Ленинград - Лондон.
Но первый заграничный рейс "Сестрорецка" был не совсем обычным.Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях И.Т. Твардовский: " В том, что по окончанию ВОВ большое количество соотечественников находилось на чужбине по Европам и Америкам, не было секрета. К осени 1945 года в шведских газетах появились сообщения, что правительство СССР потребовало от Швеции выдачи какой-то части советских граждан из прибалтийских республик. Требования касались конкретных лиц, названых в документах по именам и фамилиям. Вот в шведский порт для вывоза указанного контингента граждан и был направлен в первый заграничный рейс пароход "Сестрорецк" ".



В 1952 году "Сестрорецк" был передан в Мурманское морское пароходство, где работал на линиях Мурманск - Озерко, Мурманск -Териберка, Мурманск - Йоканьга. Летом судно ходило из Мурманска до Архангельска, обслуживая побережье Кольского полуострова.Неоднократно "Сестрорецк" посещал и Шпицберген, доставляя туда шахтеров "Арктикугля".
Свою работу в составе пассажирского флота ММП этот удивительный теплоход закончил в виде плавказармы для подводников. Так решилась его дальнейшая судьба.
Tags: 1950-е, Норвегия, СССР, личные архивы, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments