john5r (john5r) wrote in history_foto,
john5r
john5r
history_foto

Categories:

Остехбюро. Съемки 1930 года.

Единственная найденная фотография, относящаяся к съемкам фильма "Остехбюро" про работы Бекаури. Судя по всему, сделана на борту ЭМ "Конструктор". В кадре режиссер В.В. Гребнёв и оператор Б. Гергель.



В октябре 1930 года еще задание... Задание ответственное, сверхсекретное. А я еще мальчишка. Но все же... доверили, проверили... перепроверили и все же доверили!!!
Четырехчастный фильм с грифом "х" - под условным названием "Остехбюро". Съемки производились в море на Балтике. Наша база - эсминец "Конструктор". В царское время лидер эсминцев, участвовал в русско-японской войне, назывался "Сибирский стрелок". Во Вторую Отечественную войну действовал на Неве и на Ладоге.
Вышли в море. Погода свежая. Октябрь на Балтике, часто серчает и буянит. Снимали опыты управления минных-торпедных катеров и отдельно торпед - по радиосигналам. Руководил опытами сам главный конструктор - ученый Владимир Иванович Бекаури. Замечательный человек, большой оптимист и доброжелательный начальник. По его методу во время оккупации Харькова фашистами в большом здании была заранее заложена мина, а взрывное устройство реагировало лишь на радиосигналы. Было известно, что фашисты, прежде чем расположить в этом здании штаб-квартиру большого командования, тщательно проверяли. Фашисты обнаружили специально поставленные мины, обезвредили, посчитали, что минен - нихт! Основного заряда не обнаружили. Здание заняло очень большое начальство Рейха. Назначено "большое" заседание, о чем наша разведка сообщила командованию. И... в определенный час штаб-квартира большого командования в Харькове была взорвана. Взрыв произвели по радиосигналу. Об этом я узнал лишь в 1942 году. Владимир Иванович Бекаури отчаянно смелый человек. Ему нравилось, что я, его тезка, кинорежиссер - а не трусит. Я иногда наиболее опасные эпизоды снимал сам, чтобы не отвечать за оператора (опять Борис Гергель). Он оставался на "Конструкторе" со своим аппаратом. Режиссер ведь руководитель киногруппы и отвечает за безопасность членов группы. Был уже ноябрь и Финский залив замерз, а мы остались в Балтике. Получили сигнал - вернуться в Ленинград. Ледокол выслан. Где-то на подходе к Ленинграду "Конструктор" встал. Льды не по зубам. Ждем ледокол. Было странно ощущать тишину. Машины остановлены. Эсминец стоит во льду. подошел ледокол и доставил нас в Ленинград на Неву. Это был канун праздника Октября.
Удачно начатые испытания пришлось прекратить. А бекаури так хотел закончить все в эту кампанию. Но все изменилось. После 15 ноября 1930 года погода изменилась, потеплело, льды взломало, залив стал чист. И мы вновь, на радость Владимира Ивановича двинулись продолжать опыты.
Съемки прошли удачно.
Съемки были и в Ленинграде, в институте. Но это было уже в 1931. В.М. Бекаури предлагал мне перейти к ним в "остехбюро" и возглавить отдел кино. Нет. Это не для меня, я кинематографист, а меня хотят сделать минером, торпедистом и вообще не тем специалистом, каким я хочу быть. Бросить кинематограф, бросить кинофабрику, ее коллектив - нет и нет!

От john5r: эсминец "Конструктор" (бывший "Сибирский стрелок") был построен уже после Русско-Японской войны, и лидером эсминцев не был, тут в воспоминаниях фактическая ошибка.

Tags: 1930-е, СССР, личные архивы, техника, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments